Часто встречая в различных изданиях газет,информационных сюжетах телевидения и на сайтах интернета,что-либо связанное с Казахстаном,ловлю себя на мысли,что далекая страна,хотя мы ее и покинули давно, все-же вызывает живой интерес и нам не безразлично что происходит с ней и людьми живущими там.Пытаясь понять это, думаю, что причина кроется в том, что будучи высланными и пройдя через неимоверные трудности и страдания,мы встретили там людей,казахов,которые не смотря и на собственную нелегкую судьбу все же в меру своих возможностей оказывали нам посильную помощь.
Семья моего деда Тепсы в составе нашей бабушки Сану,сестры моего отца Алпату по мужу Дадаева,вместе с тремя малолетними детьми Аймани,Тумишой,имя мальчика я не помню по причине того, что он умер еще до моего рождения. Старшего брата отца Хату с его женой Дугалой и их двумя детьми Румани и Супьяном, моего отца Сату, двух других его братьев Якуба и Абдул-Хамида, которые небыли еще женаты,вместе с тремя семьями других чеченцев, были сосланы в село Белогор,Новосибирского р-она Актюбенской области. Другой четвертый брат моего отца Абдул-Карим, так-же как и муж моей тетки Амада находились с начала 42-го года
на фронте. Амада пропал еще 42-м году в Харьковской операции безвести ,а Абдул-Карим , с множеством различных медалей вернулся из армии зимой 46-го года, где к тому времени его мать , Сану уже умерла не выдержав всех лишений .Его появление вызвал среди наших большой пепеполох.Когда в далеке показался высокий, статный, военный обвешаны медалями ,его приняли за нового коменданта ,появление которого не предвещало ничего хорошего .Неожиданное возврашение брата ,с которым давно небыло связи , страшно обрадовало всех наших.Надо сказать, что этого брата отца больше всех любили племянники и все Тепсаевы,считая его возвращение подарком судьбы.
В этом селе вместе с нами было еще три чеченской семьи.Помню жили мы там исключительно дружно и каждого воспринимали,как любимого члена семьи.Благодаря этому обстоятельству никто с голода не умер.Как рассказывал Сату и вспоминали другие наши близкие, жизнь в этом селе несмотря на все трудности,все же не было лишена некоторых приукрашивающих тяжелый быт моментов,Известно, что самым трудным периодом за годы ссылки был даже не первый год прибытия 44-й на 45-й год,а зима 45-й на 46-й год. Именно в этом году погибло очень много людей с голода.Вспоминая этот страшный год, отец говорил , что после победного завершения войны , по злому умыслу властей был пушен слух , что скоро , как говорили тогда , откроют дорогу и нам разрешат вернуться на родину .В это многие поверили и не стали засевать картошку,злаки, не приготовились к зиме и это наряду с очень плохим урожайным годом и привело к голоду.А государство как обычно нам ничем не помогло.И зимой 45-го на 46-й год погибли десятки тысяч наших соотечественников.
Очень трудным этот год был и для нашей семьи, хотя никто и не умер с голода ,но как говориться лиха пришлось хлебнуть и нам.Избежать голодных смертей удалось благодаря находчивости нашего дяди Хату и спаянности остальных братьев ,также как и других чеченцев.Как со смехом рассказывал отец ,когда еда в виде плохо очищенной пшеницы, которую они горсточками варили,уже полностью заканчивалась ,они увели с колхозной фермы лучшую корову , и зарезав спрятали ее с тыльной стороны русского кладбища в снегу.Как и следовало ожидать, днем когда обнаружили пропажу , комендант устроил обыски с пристрастием у всех чеченцев ,ища следы и в посуде,Только через несколько дней , ночью ,начали брать по не много мяса и раздавать по семьям .Благодаря этому в нашем селе Белогор никто из чеченцев с голоду не умер.
Кроме нас чеченцев, в этом селе были несколько семей высланных немцев и немного казахов, большинство сотовляли русские.Отношения между которыми и остальными вряд ли можно назвать дружественными.Если отношение к чеченцам было откровенно враждебным,немцев тоже третировали и обзывали фашистами, периодически избивали молодых немцев, а казахов вообще не считали за людей. Для них были придуманы унизительные клички .Благодаря тому,что большинство наших были молодыми и сильными парнями , им вскоре удалось сделать свое существование ,здесь на чужбине , более или менее сносным.Абдул-Хамид ,младший брат отца ,Джабраил, парень из Борзоя ,Муса из Шатоевского Вярди ,Саид-Ахмед двоюродной брат отца , по рассказом им каждый день приходилось драться за место под солнцем .К их чести они не только заставили себя уважать, но и оказывали покровительство немцам и казахам,периодически подвергавшимся унижению и избиениям со стороны русской молодежи.Я помню там у нас была электрическая мельница,работавшая от мотора дизеля.Мельником на ней был немец Георг, он был другом Абдул-Хамида.Как обычно и бывает немец ,человек он был аккуратный и многоопытный, что не избавляло его от издевательств и унижений местной молодежи. Абдул-Хамид приняв его сторону во время одного из подобных стычек,вместе с другим чеченцами дали отпор хулиганам . После этого и Георга и других немцев здесь перестали третировать ,а они дружили вплоть до нашего отъезда на родину.
Известно, что по прибытии чеченцев в места ссылки , местное население, в том числе и казахи приняли их очень не дружелюбно ,а в некоторых случаях и враждебно. Власти через своих агитаторов распустили слухи,о том, что чеченцы бандиты, звери, способные чуть ли к людоедству. Но не смотря на это, все же, казахи оказывали нашим людям посильную помощь.Надо сказать, что казахи не смотря на то, что жили у себя на родине ,в то время находились не на много в лучшем положении чем высланные чеченцы.Жилище ихние были крайне убогими,о материальном их благополучии и говорить не приходиться.И все же несмотря на все это они оказывали чеченцам помощь, что спасло жизнь не одному из них. Между казахами и чеченцами установилось вскоре взаимопонимание и дружественные отношения.Точно могу сказать,что мой отец и дяди , каждый персонально имел друга казаха , уже на моей памяти они могли спокойно общаться с ними на казахском языке .Помню когда летом 57-го года , мы собирались уезжать на родину , моя мать Мух1ажар поручила мне отнести соседям казахам (сакъа) принятое в этих случаях кусочки сахара и лепешки с сыром, я находил взрослых казахских мужчин-соседей плачущими.Особенно запомнился мне один, звали его Темирбай , которого я страшно боялся по причине того,что он будучи объездчиком на колхозных полях, охраняя овощи и бахчу, много раз гонял меня с поля,больше всего меня пугало его деревянная нога. Будучи на фронте,он потерял ногу и поэтому у него был деревянный протез.И меня очень удивило, что этот грозный казах сидя на широком топчане, держа голову обеими руками,раскачиваясь из стороны в сторону громко плакал.Причину этого я понял значительно позже...
Долгое время после возвращения на Родину мой отец и дяди получали от казахских друзей письма, в каторых они приглошали хотя бы навестить их в гости.И сегодня по прошествии около 60-ти лет , у меня также как у многих других чеченцев сохранились добрые чувства к казахам и к Казахстану .Очень сожалею , что забыл казахский язык , которым я довольно успешно общался с казахскими ребятишками, живя в Казахстане.
Apty Teps