Памяти жертв депортации чеченцев и ингушей в 1944 году
Регистрация | Вход
Главная » Все материалы » Истории и судьбы

Путешествие из Казахстана на Кавказ. Замбек Залзаев

КАК ЭТО БЫЛО
( путешествие из Казахстана на Кавказ )

1955 год. Прошло два года после смерти Сталина. Мы жили в Павлодарской области Казахстана.
Отцу тогда было 37 лет , работал он учетчиком в совхозе ,был довольно отчаянным. В 1953 году отец купил мотоцикл. По тем временам это была роскошь. На этом мотоцикле отец объездил всю Павлодарскую область, добрался до своей сестры, которая проживала в Кустанайской области.
. Это было время, когда чеченцам без разрешения коменданта не позволялось выезжать даже за пределы населенного пункта.
И вот летом 1955 года отец решил поехать на Кавказ ,в Грозный , посмотреть ,что там происходит, побыть на Родине .
Все наши родственники отговаривали его ехать , говорили что его арестуют,посадят и т.д.
Конечно, путешествие это было опасным ,связанным с риском. В пути могло случиться все, его могли арестовать ,обвинить в чем угодно.
Но никакие уговоры не могли поменять его решение.Из Павлодара отец на поезде доехал сначала до Астрахани ,а затем с пересадкой в Грозный.
На вокзале в Астрахани он встретил земляка . «Как я узнал в вокзальной толпе в нем чеченца я не знаю» - рассказывал отец. Оказалось,что это племяник Хаси Вахаева . Встретить в таком опасном путешествии земляка – это была удача.
Поезд приближался к Кавказу. Наши путешественники прильнули к вагонам, вот и до боли знакомые родные горы. Волнение, охватившее их, не передать.
Поезд прибыл в Грозный и ,наконец , они на родной земле , на
Родине ,которую оставили около десяти лет тому назад и которая все эти годы ждала их.
Идти им в Грозном было некуда . Ведь они , по существу , находились на полулегальном положении, старались не говорить на чеченском языке , в гостиницу не могли обратиться , их сразу же вернули бы в Казахстан .Они побродили по Грозному , по рынку ,переночевали на вокзале и на второй день решили поехать в Шалажи (тогда это село называлось по другому) на грузотакси (были такие в 50-е годы).
Везде было видно запустение ,не было ухоженности, заботы. Несмотря на то, что прошло более десяти лет, как чеченцы покинули свою землю ,следы прежних хозяев чувствовались во всем.
На окраине Шалажи они сошли с машины и подошли к жителям села,которые занимались изготовлением самана. Отец рассказывал ,что он сразу узнал аварцев и поздоровался с ними : «Ассаламу алейкум вежарий!» Старик-аварец услышав чеченский «вежарий» , от неожиданности чуть не упал. Он на чеченском языке с аварским акцентом сказал : «Я знал ,что чеченцы вернуться . Я говорил моим землякам не занимать их дома ,их земли.»
Конечно , встретить аварца ,не забывшего чеченский язык было все равно ,что встретить родственника. Он начал расспрашивать отца об их жизни. В это время грузотакси уже возвращалось и беседа на этом закончилась.
« Мы забрались в кузов ,где сидели еще несколько пассажиров» - рассказывал отец : «
Мой товарищ обратился ко мне на чеченском . Одна из пассажирок спросила: «Вы чеченцы?» Я ответил : «Нет». Она продолжает : «Да я спрашиваю потому ,что у меня соседи чеченцы».
Когда она сошла в Гехах ( тогда Благодатное), они устремились за ней . Она остановилась : « А я узнала ,что вы чеченцы».
Эту ночь они провели в Гехах у своих земляков, которых не выслали т.к. они смогли каким-то образом убедить представителей НКВД что они не чеченцы , а потомки турок ,они были из тейпа туркой.
Это было настоящее кавказское гостеприимство, вся ночь прошла в расспросах – они спрашивали о жизни в Казахстане, гости о жизни на Кавказе .Их достойные потомки и в настоящее время живут в с. Гехи.
Но судьба продолжала их баловать – они встретили в Грозном еще трех земляков из Шалинского района. Радости их не было предела. Сразу же родилось предложение – надо идти на прием к председателю Грозненского облисполкома . Только таким путем они могли легализоваться . Надоело скрывать от окружающих .что они чеченцы ,да и скрывать это было трудно , потому.что эмоции переполняли их.Им поскорее хотелось узнать на что можно рассчитывать , какова перспектива возвращения их на Родину.
Обратившись в приемную облисполкома , они записались на прием к его председателю и довольно быстро председатель Грозненского облисполкома их принял.
Председатель облисполкома Коваленко Е.Г. был удивлен , когда узнал ,что на приеме чеченцы ,тем более, что среди них есть и участники Великой Отечественной войны. Он тотчас же позвал своего «чеченца» (как он его называл) ,зам. председателя Грозненского облисполкома Шутова, знавшего чеченский язык, и впоследствии работавшего представителем Чечено Ингушетии при Совете Министров СССР.
Председатель облисполкома спросил о цели их обращения. Естественно , они сказали о своем желании вернуться на Родину.
«На этот вопрос к сожалению я ответить сейчас не могу.- сказал Коваленко Г.Е. , но дня через два- три вы получите ответ».
Затем он поинтересовался, где они остановились . Узнав , что они ночуют на вокзале ,он сразу дал указание разместить их в гостинице.
Конечно, Коваленко Г. Е. мог сразу ответить на их вопрос , отказать им ,но он оказался очень порядочным человеком .
Через три дня они вновь пришли на прием к Коваленко Г.Е. Ответ был таков ,что вернуться им в настоящее время в Грозненскую область нельзя , и что надо немного подождать, чеченцам и ингушам разрешат вернуться на Родину.
Впервые они услышали от такого высокого чиновника долгожданные слова. Ради этого стоило рисковать, ради этого стоило преодолеть тысячи километров. Эта весть, с которой они вернулись к своим землякам в Павлодарскую область Казахстана ,была самой большой радостью для них за все последние десять с лишним лет .
Все понимали ,что сталинский режим исчерпал себя, что страну ждут перемены.
Коммунистическая власть Советского Союза также осознавала , что противостоять стремлениям сотен тысяч кавказцев вернуться на свою историческую Родину будет крайне трудно .
«Покидали мы Грозный со смешанными чувствами - рассказывал отец -Мы покидали свой родной дом ,в котором поселились другие люди. Они знали .что мы вернемся».
Из поездки на Кавказ отец вернулся с кавказской папахой . изготовленной дагестанскими мастерами . Эту папаху он носил до возвращения на Родину .
P.S. Коваленко Георгий Ефремович на совещании , которое проводил в 1956 г. в Грозном представитель ЦК КПСС решительно выступил за возвращение чеченцев и ингушей на Родину , и конечно такая позици председателя облисполкома не могла не повлиять на ход обсуждения этого острого вопроса .
Впоследствии Георгий Ефремович с 1957 по 1960 гг работал председателем Владимирского облисполкома , затем в 1960 вернулся в Чечено-Ингушетию и работал на разных руководящих должностях .
Умер Г.Е. Коваленко в 1992 г. и похоронен в Грозном.
Именем Георгия Ефремовича Коваленко можно было бы назвать улицу в Грозном.

Замбек Залзаев
г.Москва
15.03.2019 г

  - 

Категория: Истории и судьбы | Добавил: isa-muslim
Просмотров: 1882 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1 Artham  
Воскресенский завод лазерной обработки металла
предлагает услуги лазерной резки листов металла, труб, уголков, швеллеров,
на самом современном оборудовании

сайт vz-lom.ru

почта - info@vz-lom.ru

телефон для связи +79233283477

Имя *:
Email *:
Введите код из картинки *:


Предлагаем вашему вниманию:

  • Некоторые даты ввозвращени.
  • Мумади Эльгакаев единственный выживший в Хайбахе. Сулбан Хасимиков.
  • Гордо встретить смерть... Мовла Гайраханов
  • Зернышко кукурузы было находкой.... Руслан Коканаев
  • Глава 4. Свидетельства о депортации чеченцев в мировых СМИ. Часть 1.
  • О возвращении в 1957 г. в Беной-Ведено (на чеченском). Джалвади Малаев.
  • Неожиданна встреча Тамары Мальсаговой
  • Ильяс Асхабов (с. Старые Атаги) родился в июне 1951 г. в Казахстане, колхозе "Кызыл юлдуз" ("Красная звезда").
  • Судьбы людей. Юни Успанов.
  • О том, что документы о призыве в Советскую Армию чеченцев и ингушей были уничтожены.

  • Карта посещаемости сайта:

    Регистрация Вход