Ильясов Сайда из села Халкелой Шатойского района рано познал цену чести и горя. Его отца Илеса Арбиева расстреляли в 30-х годах в Закан-Юртовской тюрьме. За 2 часа до расстрела Илес узнал о приговоре. Он собрал чеченцев в камере и вместе с ними совершил ритуальный намаз, совершаемый после смерти человека (докъан ламаз). Попрощался с заключенными и до последней минуты прибодрял всех. Вещи расстрелянного отца получил Сайда. Всю свою последующую жизнь он стремился быть достойным сыном отца. К 1944 году Сайда был женат второй раз, у него было четверо детей; трое от второго брака и сын от первого брака. Работал Сайда учителем. 22 февраля у них была гостья - сестра его жены Халисат. Жена Сайды Марьям была из села Дай. Гостья заночевала, а с утра началось…. Сначала собрали всех мужчин, объяснили, что будет большой сход и привели их, как потом выяснилось, к месту сбора. Вскоре туда же согнали стариков, детей, женщин. Все оказались в плотном кольце вооруженных солдат. Мужчинам не сразу разрешили подойти к своим семьям. Было холодно, дети плакали от голода. Сайда подошел к офицеру, который был у него на постое и попросил пустить домой за едой. Тот дал в сопровождение двух солдат и Сайде удалось взять кое-что из еды, одежду для детей, жены и Халисат. До Шатоя шли пешком, там всех усадили на открытые грузовики. В Грозном на станции, увидев эшелон, люди запаниковали, поднялся шум, хаос, кто-то пытался бежать, многие потеряли друг друга. Сайда с семьей оказались в «чужом» вагоне, то есть не со своими односельчанами. Тут же в вагоне безутешно плакала Халисат, не зная, что с ее родителями. Так и ехали в битком набитом вагоне, каждый со своим личным, и все с всеобщим горем. По дороге люди умирали, их на станциях выносили из вагонов, оставляли прямо на снегу. Сначала думали их выносят, чтобы хоронить, а потом, увидев происходящее, умерших стали прятать прямо в вагонах. Наконец прибыли в Актюбинскую область, поселок Алга. Нетопленые бараки были до отказа набиты людьми. От холода, голода и болезней люди умирали, как мухи. Доходило до того, что не было сил хоронить умерших. В этих нечеловеческих условиях Сайда проявил себя мужественным, стойким человеком; занимался организацией похорон, пытался вести переговоры с комендатурой по поводу быта и трудоустройства чеченцев, вел разъяснительную работу по баракам, объясняя, что надо выживать, так как неизвестно на какое время чеченцы отлучены от Родины. В бараках Сайда подружился со многими, но сильнее всех с Владимиром Миллерманом. Миллерман жил не в бараках, но недалеко в так называемых квартирах. Сайда со своим другом Ахмадовым Дабой (по воле судьбы они оказались в выселении под одной барачной крышей) каждый день утром и вечером выходили на станции, в надежде получить какую-либо весточку от родственников, односельчан. Миллерман видел Сайду каждый день утром и вечером, так и познакомились. С его помощью Сайде удалось устроиться на работу в химзавод, где Миллерман работал инженером. Позже завод был военизирован. Миллерман подарил одно из своих изобретений Сайде, научил, как защитить его. Благодаря этому Сайде получил премию, его повысили в должности, стало легче жить. Он отличился на работе и был награжден медалью: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг». Даба с Сайдой продолжали ходить на станцию. Однажды пришла весть о том, что в другом районе находится двоюродная сестра Сайды Айшат и с ней молодая девушка. Сайда поехал туда. Будучи уже стариком он рассказывал, что не может забыть эту встречу; изможденная голодом, больная Айшат сидела в углу заброшенного сарая в лохмотьях. Они не укрывали тела женщины, и полунагая Айшат не смогла встать навстречу брату. Она лишь закрыв лицо руками, зарыдала от стыда… Из той поездки Сайда вернулся с Айшат и той самой девушкой, которая с ней жила. Девушку звали Сапият, она оказалась дочерью односельчанки Сайды Саимат. У Сапият умерли родственники, и она осталась одна на чужбине. Так в семье стало больше на два человека. Этот случай был первым, но не единственным, когда в семье Сайды нашли приют его односельчане, или попросту люди попавшие в беду. Сайда привез еще одного односельчанина Касима. Марьям всех принимала, как родных. Умудренный жизнью и опытом Сайда заметил, что Касиму нравится Сапият. Вместе с Дабой они приняли решение поженить их, но сделать это, как подобает по обычаям. Касим был отправлен на учебу, закончив курсы пошел работать, получил комнату в общежитии и тогда смог жениться на Сапият. Марьям попробовала возразить, ссылаясь на то, что они, как брат и сестра, на что Сайда и Даба ответили, что дети и так хлебнули много горя, и если любят друг друга, пусть будут счастливы, тем более у них нет кровного родства. Касим с Сапият живут в Халкелое, давно вырастили детей, растут внуки. Там же жил и Сайда. Много горя пришлось на его долю. За время депортации он схоронил четверых детей, брата Изновра, Халисат и много других, которых довелось поддерживать в то тяжелое время. После всех перенесенных тягот он стал свидетелем двух военных компаний в Чечне. В старости этому достойному человеку было уготовано еще одно испытание; он пережил своего единственного сына. Всю свою сознательную жизнь, с того самого момента, когда ему передали вещи расстрелянного отца, он жил, следуя принципам понятия - настоящий чеченец и никогда не изменил им.
Марет Эльдиева