Памяти жертв депортации чеченцев и ингушей в 1944 году
Главная » Все материалы » Публикации

К 75 летию депортации вайнахов. Муса Асхабов

75 лет назад, 23 февраля 1944 года, наш народ отправили в изгнание. Люди старшего поколения из вайнахов пережили страшную трагедию депортации в Среднюю Азию. Это обстоятельство, при всей своей трагичности, оставшимися в живых, переносилось легче, чем войны, пережитые нами, в последние десятилетия. Легче потому, что народ того периода был дружным и спаянным. Мы осознавали свою причастность к единому этносу, каждый старался, облегчит положение ближнего, помочь и поддержать, даже в ущерб себе.

Люди преклонного возраста после смерти вождя народов, ходили по домам, интересовались положением дел в семьях, словом и делом оказывали помощь нуждающимся. И это не обязательно только к знакомым: ходили в каждую семью чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Проявление заботы тех, с кем ты даже не знаком, окрыляло и давало силы для борьбы с трудностями.

Когда народ не разделен на богатых и бедных, когда все радости и горести общие, когда чиновники из твоего же народа не измываются над вами, хуже внешних врагов, то чувство общности помогает преодолеть любые тяготы. Самое страшное внутренне разложение нации, утрата веры и сострадания друг к другу. Это то, что осуждаемо Господом. Общество и народ, оказавшийся в плену у этих чуждых Всевышнему черт, Бог покидает, отсюда начинается вся трагедия нации.

Перед высылкой, в каждом селе, в каждом доме разместили по 3-4 солдата, якобы принимавших участиeв учениях. Чекисты, даже зная, что через сутки будут жестоко карать тех, кто их сегодня кормит последним куском хлеба, не брезговали едой. Без зазрения совести ели то, что родители отрывали из уст своих детей.

В три часа ночи они подняли всех мужчин и под дулом автоматов, вывели в условленное место, сказав, что ведут на собрание. Там их окружили автоматчики и не позволили больше вернуться в семью. Тех же, кто нарушил запрет, на виду у всех расстреливали.

Оставшиеся одни женщины и дети получили приказ, взять то, что могут унести в руках и присоединиться к мужчинам. Что могла взять наша мама, когда у нее на руках 6 месячный я и две дочери, по 3 и 5 лет, а на улице мороз 17 градусов. Таких многодетных семей было много.

Утро в чеченских селах начиналось задолго до восхода солнца. Те, кто вечером по каким-то причинам не смог, доили коров, буйволов, коз. Потом их выгоняли со стойла на улицу, и они до вечера уходили в стадо. В это утро подоить коров и буйволов не дали, не позволили даже выгнать их из стойла. Изгнание людей на чужбину сопровождалось мычанием скота, лаем собак – они словно осознавали народное горе и выражали свое сочувствие и сострадание.

В обычные дни, раньше всех вставали женщины, они готовили завтрак детям и мужьям, что для нужд войны, для посева урожая и его уборки, были освобождены от призыва в армию. В Чечено - Ингушетии таких людей было не мало. Этому была веская причина. Чечня с давних времен считалась житницей Кавказа. Урожаи пшеницы, кукурузы, проса, овса чеченцы продавали в Астраханскую область и Закавказье. Этот факт описан многими военными историками царской России и он сомнения не вызывает. Нашим виноградом, яблоками, грушами, персиками восхищались путешественники из Европы. У нас еще с 17 века практиковалась прививка фруктовых деревьев.

Труженики села нашей республики для нужд войны, наряду с нефтепродуктами, поставляли зерно. В годы войны был собран урожай пшеницы в два раза превышающий довоенный сбор. Население героически трудилось, снабжая солдат всем необходимым для отражения агрессии фашистов. Трудилось, невзирая на постоянные репрессии и массовые убийства со стороны российских властей. Простому народу не было разницы, под каким соусом их убивают – белые, красные, розовые – это делали россияне, делали планомерно, постоянно и жестоко.

Почитайте эпизод, рассказа о нашем убиении в 1919 году. Он опубликован под заголовком - Героический рейд отряда Драценко в Чечню 1919 года, в журнале Спутник и Погром 2013 года, автор Кирилл Каменец. Фамилия автора уверен, вымышленная, но она соответствует каменному сердцу его. Он откровенно и с радостью сообщает факты зверства армии России над чеченцами.

- ,,Полководец, решивший пощадить жизни своих подчиненных, использовал опыт Ермолова, грозы Кавказа. А кем был Ермолов? Генералом от артиллерии. Артиллерия Драценко зажигала аулы, стирала их с лица земли. А после огня… Если снаряд может пролететь мимо, то казак не промахнется. Ворвавшимся в аул пластунам приказано было зажигать все, что могло гореть. Казаки жгли, жгли сколько могли и рубили всех, кого видели. Племя Шамиля свернулось в фетальную позицию и молилось, уже не Аллаху, но солдатам Драценко. Аулы превращались в море огня; пленных не брали вовсе. Отряды приближались к аулам, обрушивали снарядный ад на них, резали, резали, резали, пока не немели руки, поджигали всё и гнали дальше, к следующему аулу. Каждый день — сотни мертвых чеченцев. Казаки прорезались сквозь толпы вайнахов, как раскаленный меч сквозь масло''.

С какой радостью этот садист сообщает о зверствах своих дикарей на нашей земле. Имея огромные пустые территории, где и нога человека не ступала, Россия пришла в наш дом и жестоко карала народ, только за то, что они не плясали под их дудку, за то, что они ,,басурмане''.
Российские парламентарии, избранники народа, назвали свое сборище ,,Думой'' - согласен. Но с уточнением, думают они только о себе, а не о тех, чьими слугами являются. Они предусмотрели ответственность за пересылки двух строчек СМС, а издающиеся по всей России националистические журналы, откровенно разжигающие национальную вражду, не замечают. Смело можно сказать, что редакторы этих журналов, абсолютно не заинтересованы в сплочении народов страны и вредят, прежде всего, русским, которых, якобы, они защищают.

От описываемых событий прошло чуть более 20 лет, наступила очередная беда – изгнание с родной земли. Особенно тяжело пришлось тем, чьи мужья сражались на фронтах войны. Женщинам и детям, без мужской поддержки было сложно вынести дорогу и жизнь на новом месте. Если бы не повторяющаяся череда войн, народ как то справился бы с одной из таких бед. Но мы подвергались и подвергаемся истреблению через каждые 30- 40 лет. В этот же раз, нас лишили своих домов, своего имущества и своей земли.

Высылке подверглось более 650 тысяч чеченцев, ингушей. В дороге и на месте, умерло более 200 тысяч чеченцев, 30 тысяч ингушей. Из 29 тысяч чеченцев-аккинцев, погибло 20 тысяч. Источник - Белая книга: Из историй выселения чеченцев и ингушей 1944-1957 ГГ. Л. Яхъяев.
Точный учет не знает никто, потому как, мы сами его не ведем никогда. Цифры российской администрации варьируются от того, что она сегодня держит в руках – кнут или пряник.

Чеченцы похожи на тех красноармейцев, о которых поется в известной песне – ,,Отряд не заметил потерю бойца''. Мы никогда не замечаем своих павших, никогда не помним их, не делаем выводов из случившегося. Никакие ура-патриотические слова о себе, сиюминутное благополучие, ничего не значат, когда поименно не знаем своих павших.
В число жертв не включены те, кто были заживо сожжены и расстреляны по причине невозможности их доставить к эшелонам. Массовые случаи этого были в селении Хайбах, Итум Калинском, Галанчожском районах республики, где не было доступа автомашинам. Частные случаи внесудебной расправы, были почти во всех населенных пунктах.

По пути следования сутками людей не кормили. Предусматривалось, что еду на 30 дней будут иметь свою. Но каким образом народ выводили на улицу, я написал. За весь путь их движения, а это почти месяц, горячую еду дали один раз.

Когда умерла наша мама, 18 февраля 1989 года, выразить соболезнование к нам пришел отец моего друга Вахи Хасанова, Шамсудин /Дала декхал бойла вай массо а/. Он сказал, -,, великое горе постигло вас, но я желал бы быть на вашем месте – у вас есть могила вашей мамы''. Оказывается, когда в эшелоне его маме стало плохо, они обратились к солдатам за помощью. Вместо помощи солдаты подхватили больную и выбросили на ходу в снег.
Вот такие изверги тоже бывали среди ,,доблестной армии освободителей Европы от коричневой чумы''. Дальше уже люди прятали от военных не только больных, но и мертвых, чтобы захоронить на месте прибытия. По рассказам казахских и киргизских людей, встречавших составы с нашим народом, в каждом вагоне бывало до десятка трупов. Умерших детей, даже осознавая, что им теперь ничем не поможешь, матери кутали в свою одежду. Чтобы их не выбросили в снег, по приближении солдат, делали вид, что они их кормят грудью.

В вагонах, словно селедку, поместили всех подряд - женщин, мужчин, детей. В эшелонах, которые днем и ночью были в движении, не предусмотрели ничего – ни еду, ни туалеты. Сами переселенцы сделали в углу дыру и завесили место одеялом. Но и в этом случае, многие не позволяли себе ступить за нее. Одним из них был и наш отец, нам это поведала мама, отец о себе мало рассказывал. Были случаи, когда парни и девушки умирали от воздержания, предпочитали смерть, нарушению традиций.
Вы пробежали эти строки за десятые доли секунды и ни над чем не задумались /настоящие нынешние чеченцы/, а представьте, какие страдания и боли испытывали наши старшие от медленной и мучительной смерти, после заражения организма.

Во все времена, лучшие сыны и дочери погибали, сражаясь, или их убивали враги. Так размножались приспособленцы и бесхребетные. У В. Шекспира сказано –

О, если б ты, моя тугая плоть, 
Могла растаять, сгинуть, испариться! 
О, если бы предвечный не занес 
В грехи самоубийство! Боже! Боже! 
Каким ничтожным, плоским и тупым 
Мне кажется весь свет в своих стремленьях! 
О мерзость! Как невыполотый сад, 
Дай волю травам, зарастет бурьяном. 
С такой же безраздельностью весь мир 
Заполонили грубые начала.

Самые трудные для переселенцев были первые месяцы. Умирающих было так много, что у живых не было сил их хоронить. Отдельные трупы, из-за сильных морозов и обледеневшей земли, накрывали плотным слоем снега, чтобы по весне перезахоронить. Отец наш был свидетелем, как один из мужчин, рывших с ним могилу, упал замертво в еще недоконченную ими яму. Обоих захоронили вместе, в одной могиле.

Голод косил людей. Пока я сам не стал отцом, я не задумывался над тем, почему наша мама, приготовив еду из того, что принес отец, кормила нас, а сама не ела. На вопрос почему, она отвечала, что уже ела и сыта. Теперь я знаю, как она ела и насколько была сыта.

Если люди, после уборки урожая соберут оставшиеся в поле колоски, за жменю пшеницы сажали в тюрьму. Власть согласна была с тем, что зерно поедят мыши, или сгниет, чем оно достанется народу. А ведь во главе государства были большевики, защитники угнетенных, наученные В. Лениным и З. Троцким.

Двоюродная сестра нашего отца в возрасте 18 лет, была увезена в Среднюю Азию, когда была в гостях у тети. По пути, в эшелонах ее родственники умерли, а сама в тяжелом положении, уже на месте, попала в больницу. Ее дважды, посчитав умершей, выносили к мертвым на пустырь. Моргов в тот период в селах не было, трупы складывали в определенном месте и по наполнении хоронили в общих могилах. К утру, от ночной прохлады, тетя приходила в себя и ползком возвращалась к дверям больницы.

В самые тяжелые минуты чеченцы не теряли бодрость духа и поддерживали ближних. Осознавая, что упадок духа приведет к худшим последствиям, они даже шутили чтобы воодушевить людей. Азамат Исмаилов, в книге памяти о выселении чеченцев, вспоминает - ,,Брата моего деда звали Абдул-Муталлиб. Он был очень веселым человеком, с живым умом. Помогал и поддерживал людей в этот трудный час. Когда умер первый из Чечен-Аульцев, они похоронили его в чистом поле, основав, таким образом, новое кладбище. 

Когда люди стали расходиться Абдул-Муталлиб, повернувшись в сторону могилы сказал:
"Хьенех, хьеши тIе багIахь, юрт да хир ву хьо. Хьеши ца багIахь-мехкан да хир ву хьо." / Если появятся соседи, будешь главой села. Останешься в одиночестве, будешь хозяином всей земли/. К сожалению, кладбище быстро заполнилось, там же нашел покой и сам шутник.

Невозможно описать все трудности, что пришлось людям пережить. Были случаи, когда оба родителя умирали, а малые дети не зная как поступить, несколько суток проводили с трупами, пока соседи не спохватятся. Морозы были сильными, а отапливаемых помещений не хватало. Некоторые вынуждены было поселиться в сараи для скота. В Казахстане была обнаружена умершая от холода семья из трех человек – мать лежала, обняв грудное дитя, а их обеих обнимала свекровь, желавшая своим телом согреть внука и сноху. Они заснули, а мороз и голод сделали свое дело.

Чтобы не умереть с голоду, некоторые воровали колхозный скот или зерно со складов. Но никакие трудности не позволяли переступить черту порядочности тем, кто обладал верой и совестью. Однажды 14 летнего сына моей тети, Мирзоевой Самят, один из старших взял с собой, сказав, что нужна его помощь. Ни один чеченец не откажет старшему в помощи, так же как ни один настоящий чеченец, не научит юношу делу, неугодному Богу.

Когда поздно ночью, забив корову, старший дал мясо и сказал, отнеси себе домой, наша тетя догадалась, откуда оно взято. Не оттягивая до утра, она сразу вернула мясо тому человеку и сказала – Может именно это мясо спасло бы жизнь моим троим детям, но я не хочу кормить их ворованным. При всей любви к сыновьям, я готова их всех троих похоронить, чем харамным спасти их жизни.

Эти слова произнесла женщина, еле стоявшая от голода на ногах, которая уже сутки не имела продуктов, чтобы накормить малых детей. В этой хрупкой женщине была вера во Всевышнего, дух благородного и праведного человека. Благодаря этим качествам, Аллах сохранил жизни ей и ее детям, она вырастила достойных и уважаемых людей. Такие были настоящие чеченцы и чеченки. Не в пример обжирающимся за счет народа нынешним чиновникам России.

Живя в Средней Азии, нохчи за короткий срок построили собственные дома. Я не знал ни одной семьи, которая жила бы арендуя дом, таких не было. Люди, с первого дня надеявшиеся, что им скоро позволят вернуться на родину, обустраивали свой быт. Нохчи ударно трудились во всех отраслях народного хозяйства. Когда решался вопрос о восстановлении республики, Первый Секретарь ЦК КПСС Казахстана Кунаев Д. А. предлагал создать нашу автономию в Казахстане. Он не желал отпускать столь трудолюбивый народ и лишать Казахстан рабочей силы. Это показывает беспочвенность навешивания на нас ярлыка бандитов и тунеядцев.

По поводу ярлыков и наговоров. С тех пор как мы научились читать по русски и говорить на этом языке, мы о себе слышим и читаем в большей степени негативное. Никакие героические подвиги во славу России и СССР, проявленные нашим народом, подвиги, не имеющие аналогов в мире, / Чеченский, Ингушские полки Дикой дивизии, Брестская крепость, Х. Нурадилов, М. Висаитов, А. Устарханов/, не могут успокоить наших недругов. На нас клевещут не потому, что мы заслуживаем этого, а потому, что мы не как все, не льстим /в прошедшем времени/, не хнычем, отстаиваем свои и общечеловеческие ценности – веру, свободу и независимость.

Исходя из выше сказанного, призываю всех вайнахов, не обращать внимания на клеветников, не тратить драгоценное время на лающих, а заниматься своим делом. Нас специально втягивают в мелочные разборки, чтобы отвлечь от полезных дел. Как правильно сказал Ф. М. Достоевский - ,,Если ты идешь к цели и на каждом шагу останавливаешься, чтобы кинуть камнем на каждую лающую на тебя собаку, то ты можешь не дойти до цели''. Поэтому главное, чтобы мы и наши доброжелатели знали кто мы такие, остальное по барабану, как русские говорят. Нам абсолютно не в чем и не перед кем оправдываться, хотя в последние годы только этим и заняты.

Извиниться должны были изверги, что неделями в центре Грозного сжигали уникальные книги, в которых упоминались вайнахи. Те, кто стирал с лица земли наши могилы, а надгробные камни клал под фундамент свинарников, домов, бордюров.

Еще одна цифра развенчивающая миф о нашем сотрудничестве с фашистами. По данным спецслужб Казахстана, в одну эту республику, после победы над Германией, к своим семьям прибыло свыше 16 тысяч демобилизованных солдат и офицеров чеченской и ингушской национальностей.

Одним из первых и активных защитников всех депортированных народов, был наш земляк, историк и политолог Абдурахман Авторханов, уроженец села Лаха - Невре. Именно он первым довел факт депортации народов до сведения глав Западных стран. Возможно, эта его информация спасла нас от потопления в реке Волга, как это предлагали некоторые военные чины СССР.

А. Авторханов инициатор создания Северо Кавказского бюро радио Свобода, много сил и энергии вложил в восстановление нашей автономии и возвращение депортированных народов на свою историческую родину. Обращение А. Авторханова в ООН, написанное им в 1955 году, к приезду на этот международный форум Н. С. Хрущева, сыграло немаловажную роль в восстановление нашей государственности. Возможно, при написании данного обращения он делился со своими друзьями-соратниками Салавдином Гугаевым и Хамидом Умаровым. Но следует признать, что более просвещенного чеченца, чем А. Авторханов, к которому прислушивались бы в западном мире, среди нас не было.

Всем и каждому, кто причастен к делу реабилитации, наша благодарность и признательность. Они показали делами свою любовь к народу и заботу о нем. Нам следует освещать правду о каждом, а не пытаться возвеличить одних, умаляя достоинства других. Уверен, они не делились и не пытались казаться теми, кем не являлись. Они служили народу не ради личного восхваления, к чему мы стали привыкать.

Мы, сегодня живущие, в неоплатном долгу перед нашими образованными людьми, что жили в СССР и за ее пределами, они отдали свои лучшие годы для восстановления исторической справедливости и возвращения депортированных народов на родную землю. Один из этой когорты, сделал для народа больше, чем десятки тысяч скачущих в экстазе по кругу, но мы даже не умеем ценить их, тем более подражать им. Состояние сегодняшней исламской уммы показывает, что, не обладая знаниями, мы готовим себе погибель и прозябание на задворках мировой истории. Нас, как бездомных дворовых собак, будут пинать, и гнать по всем углам.

Когда я, в студенческие годы жил у дяди, бабушка сказала мне, что в соседнем доме живет семья А. Авторханова – жена Сепият Ибрагимовна и две дочери Зара и Камета. Зара окончила Алма Атинский мединститут, Камета Пятигорский фармацевтический институт. Зары сегодня нет в живых / Дала декхал бойла уш массо а/. В советский период Зара работала врачом в противотуберкулезном диспансере вместе с моей тетей Зинаидой Амадиевной, я с ней познакомился и мы были в очень хороших отношениях. Позже я познакомился и с младшей сестрой, Каметой, она заведовала аптекой номер 5, что располагалась слева за мостом через реку Сунжу, в сторону Микрорайона.
В годы генеральского режима в Грозный приехал иорданский чеченец, работавший с отцом Каметы в Мюнхене на радио Свобода. Узнав, что я знаком с дочерью Абдурахмана, он желал с ней встретиться и поговорить. Зная, каково пришлось жене и детям А. Авторханова в советские годы, как их контролировала служба КГБ, я прежде узнал мнение Каметы. Она, не желая огорчать гостя, согласилась на беседу с ним в моем присутствии.

Камета живет в Москве, помогает детям воспитывать внуков. Как и все мы, люди старой гвардии, лучшими годами своей жизни считает годы, проведенные до распада СССР, в любимом граде Грозный, в окружении добрых, образованных земляков всех национальностей. Никогда не забуду, как Камета откликалась на мою просьбу о помощи и всегда с удовольствием решала мои вопросы.

Я был свидетелем, когда мама Зары и Каметы, Сепият Ибрагимовна, приходила к моей бабушке Хадижат. Они уединялись в комнате и вспоминали годы, проведенные в ссылке. Обе познали горе от спецслужб – муж Хадижат был расстрелян в 1937 году, муж Сепият вынужден покинуть страну.

От нас, молодых, они пытались скрыть воспоминания о тех трудных временах, словно незнание этого облегчит нашу участь. С одной стороны я понимал их, они на опыте знали всемогущую силу НКВД и боялись огласки своих бесед. С другой стороны, знания о былом, служат опытом для молодых и не всегда правы те родители, что умалчивают об этом.

Увы! Когда уйдет последний из живых, подвергшийся депортации, скорее чеченцы забудут о тех годах. Сохранение памяти о прошлом не означает только одно произношение слов о постигших бедах. Следует в себе иметь цель добиться лучшей жизни для народа, как можно больше дать ему, чем взять. Помочь каждому ближнему, особенно таким, кто стремится к знаниям, являясь патриотом своего народа.

Патриот народа для меня означает забота о своей семье, о своем народе, а потом и каждом, в ком есть вера, честь, порядочность и совесть, какой бы нации он не был. Наши митинги и скорбные слова будут считаться достигшими цели тогда, когда каждый из нас, сделает должные выводы и подготовит себя и своих детей для сплочения, единения нации, оказания поддержки нуждающимся. Мы должны осознавать, что единственным спасением от грядущих бед, является образование и праведное поведение в миру со всеми, кто нас окружает.

Муса Асхабов 
Прага 2019 г.

  - 

Категория: Публикации | Добавил: isa-muslim
Просмотров: 43 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Введите код из картинки *:


Предлагаем вашему вниманию:

  • Бирлантан дешнаш. 2017
  • Распоряжение №5473-рс о переселении колхозников из горных районов Дагестана в Ауховский район.
  • Зина, дочь Ужахова Ибрагима рассказавыет.
  • Марем Цатаева из с.Центарой, Нажай-Юртовского района. Малика Арсанукаева.
  • Гусеев Муса автор книги Чёрный февраль, поэт года 2014г
  • Указ о снятии ограничений по спецпоселению
  • Переименование населенных пунктов Грозненской области (во время депортации чеченского народа).
  • О том, что документы о призыве в Советскую Армию чеченцев и ингушей были уничтожены.
  • ГIиргIазойчуьра нохчийн имам Габаев Им-Iела
  • Разет Ирбагиева. Он больше не женился и вел аскетический образ жизни до самой смерти в память о близких.

  • Сайт о депортации крымских татар:


    Карта посещаемости сайта:

    Регистрация Вход