Памяти жертв депортации чеченцев и ингушей в 1944 году
Главная » Все материалы » Публикации

О неосталинизме пыхаловых. Саид-Хамзат Нунуев.

М. А. Дадуев,  - советник Председателя Правительства ЧР
С-Х. М. Нунуев, - к.и.н,член СП СССР

Несостоятельность попыток оправдания сталинско-бериевских депортаций народов в современной историко-политической литературе


65 лет прошло со дня окончания самой страшной и разрушительной из войн, которых когда-либо видело человечество. Ее ожесточенность объяснялось намерениями врага - носителя самой чудовищной идеологии – идеологии расового, этнического неравноправие людей -  закрепить новый миропорядок, согласно которому одни народы, т.е. они, должны господствовать, а другие, неполноценные, с их точки зрения, должны быть либо уничтожены, либо довольствоваться рабским положением.

 Тема Великой Отечественной войны для чеченцев и ингушей обречена остаться вечной в связи с другой темой, точнее, национальной трагедией, связанной с их депортацией 1944 года в Среднюю Азию и Казахстан. Она очевидно, никогда не потеряет свою актуальность. Ибо ее всегда использовали и будут использовать различные безответственные авторы в угоду различным политическим коньюнктурным силам. 

         Поражение фашизма в той мировой войне, между тем не всех отрезвила. И по сей день в мире, а также на постсоветском пространстве – особенно в Грузии, Украине, Молдавии, Прибалтике, да и в самой России - нередко раздаются голоса тех, кто пытается принизить роль СССР, страны-освободителя от фашизма, очернить целые народы, оправдать сталинские репрессии. 
 
В публикациях некоторых современных авторов предпринимаются попытки подвергнуть ревизии, осужденные  в многочисленных законодательных актов СССР и Верховного Совета Российской Федерации, всем мировым сообществом бесчеловечные по своей жестокости акты сталинско-бериевских репрессий и депортаций целых народов, осуществленных ими в годы Великой отечественной войны. Эта тенденция просматривается в работах Н.Ф. Бугая, А.М. Гонова, Н. Гродневского, И. Пыхалова . 


И. Пыхалов

Особенность их «исследований» состоит в том, что они прямо или косвенно оправдывают депортацию балкарцев, ингушей, калмыков, крымских татар, карачаевцев, чеченцев и др. Обвиняя их в том, что они якобы сотрудничали с фашистами, являлись предателями родины, допускали массовое дезертирство,  а также выступали серьезным препятствием на пути достижения межнационального согласия в бывшем СССР. 

Эти авторы своей циничной ложью оскорбляют не только целые народы России и память о десятках миллионах жертвах сталинских репрессий. Это прямой и беспардонный вызов всей нашей историографической науке и, особенно недавно созданной при Президенте РФ Комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России.
 
Набор их обвинений получили отражение и в статье «Чеченская Республика», опубликованная без указания автора в 58 томе Большой Российской Энциклопедии, изданной в 62 томах  тиражом 150 тыс. экземпляров, ответственным редактором которой  является кандидат исторических наук С. Кондратьев.

 В данном материале употребляется античеченская лексика, осуществляется демонизация чеченцев, фальсифицируются их история и культура. В провокационном духе описывается роль чеченцев в годы Великой Отечественной войны. Особый упор делается на давно опровергнутый пропагандистский злоумный миф сталинско – бериевских кликуш о якобы подаренном чеченцами Гитлеру  – «белом  коне  с седлом из чистого золота» .
 
Фальсифицируя события Великой Отечественной войны, А.В. Шишов пишет, что «германские войска вышли на подступы к Северному Кавказу осенью 1941 года, население Чечни «почувствовало непрочность власти» и в ней вновь началось повстанческое движение» .

 Между тем, население ЧИ АССР в отмеченный период выполняло и перевыполняло народнохозяйственные планы, активно и без паники трудилось в тылу, готовя г. Грозный к обороне. Более того, в 1943 году за подготовку обороны Грозного руководители ЧИ АССР были награждены государственными орденами. 
  
Процитированный выше автор высказывает мысль и о том, что «продвигающиеся на юго-восток горнопехотные части группы армий «Юг» получили от чеченских повстанцев помощь,  но при этом он не утруждает себя разъяснением, какую всё-таки помощь горнопехотным частям фашистов оказывали «чеченские повстанцы?» Это весьма сомнительное высказывание, а точнее сказать – трюк, допускается с целью подтвердить не существовавшее сотрудничество чеченцев с фашистами, нога которых вообще не ступала на чеченскую землю. 

 Вместе с тем, когда по разным источникам от 70 до 80 миллионов жителей Белоруссии, Молдавии, Украины, западной части РСФСР  находились под оккупацией фашистов, здесь было немало примеров  осознанного массового сотрудничества и пособничества оккупантам со стороны местных жителей.

 Нередко войска вермахта практически без сопротивления занимали  советские города и  населенные пункты, а население встречало фашистов, как «освободителей» с хлебом и солью, осыпали цветами.  Десятками тысяч бойцы Советской Армии, бросая оружие, а то и с оружием в руках  сдавались в плен или дезертировали, надеясь на скорое падение советской власти. Таковы были реалии катастрофы той войны. Но никому и в голову не приходила бредовая мысль из-за этого чернить весь народ, выселять целые деревни, города или области. 

Депортация вайнахов состоялась 23 февраля 1944 г., когда советские войска уже громили фашистов далеко на Западе, за несколько тысяч км. от ЧИАССР.  В чем же был тогда смысл отвлекать значительные армейские силы, боевую технику, эшелоны вагонов (скотовозы), автотранспорт и т.д. для спешной депортации ни в чем не повинного народа? Не проще ли было Сталину просто сменить здесь не дееспособное руководство республик? Ведь он был не превзойденным мастером криминального искусства в организации убийств и расправ над не угодными ему людьми и даже целыми группами людей. Может быть причина в другом? (Справочно: после депортации мусульманских народов Кавказа, горная часть Чечни и гора Эльбрус были аннексированы Грузией!?). 
  
Один из убежденных и яростных сторонников оправдания сталинской депортации чеченцев И. Пыхалов пишет, что во время войны «большинство чеченцев и ингушей призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали» . С нашей точки зрения, большинство чеченцев призывного возраста, в отмеченный период, сражалось на фронтах. Другие своим героическим трудом в тылу советской армии приближали победу над фашистами. В том числе  вылавливая и сдавая местным властям заброшенных в горы фашистских диверсантов и передавая их властям. 

Народ Чечено-Ингушетии внес достойный вклад в дело общей победы советского народа в этой войне. За все годы войны на фронт из республики было мобилизовано более 50 тыс. человек, из них свыше 30 тыс. были чеченцы.Более 17 тыс. человек записались в добровольцы и народные ополченцы еще в июне-июле 1941 года, около 50 % из них были чеченцы. Не стояли в стороне, как известно, и труженики тыла. Нефтепродукты из Грозного играли решающую роль в победах наших солдат в битве за Кавказ. 

Излишне повторяться, рассказывая о тех десятках тысяч выходцев из нашей республики, героически сражавшихся на всех фронтах войны. Их имена и подвиги прозвучали и в ходе нашей сегодняшней конференции. Отметим лишь, что ни одно крупное героическое сражение Великой Отечественной войны не прошло без участия в той или иной мере выходцев из нашей республики. Будь это сражение в Брестской крепости в самом начале войны или сражение под Москвой, битва под Сталинградом или штурм по взятию Берлина. Однако из-за преступной депортации, начиная с периода к ее подготовки с начала 1942 года, многие из чеченцев (как и представители других депортированных народов) были лишены высоких боевых наград за свои воинские заслуги, в том числе и званий Героев Советского Союза (которыми в массовом порядке награждались во второй период войны), либо им было отказано по национальному признаку. Уверены, что подобную несправедливость надо устранить, это наш моральный и нравственный долг – долг гражданский и долг научный. 
 
Провозглашенная с недавних пор в России демократия гарантирует своим гражданам свободу слова, каждый может иметь собственное мнение, в том числе и мнение на то или иное важнейшее историческое событие. Но одно дело – позиция частного лица, типа приборостроителя и сталиниста Пыхалова и совсем другое – важного государственного чиновника или автора статьи в энциклопедии, который одновременно говорит и от имени государства. Речь в данном случае идет о подборке материалов, помещенных в специальном приложении к «Независимой газете» от 29 февраля 2000 года и о статье руководителя Департамента по делам национальностей миннаца России профессора Николая Бугая под заголовком «Защитники и враги Чечни. Политика умалчивания о событиях 40-х годов, проводимая КПСС, ничего хорошего не принесла». 

Миннацовский чиновник пытается доказать, что коммунисты якобы деликатничали с чеченцами и ингушами, не называя их откровенно предателями, изменниками, врагами советского государства. Утверждает о наличии многочисленных бандитских группировок в горах, которые воевали на стороне Гитлера и с нетерпением ждали, пока он выгонит из республики коммунистов. 

Но таковой ли была ситуация на самом деле? Когда и откуда появились в горах Чечни, так называемые бандитские группировки? Кем на самом деле они были? Общеизвестно, что на окраинах постановления большевистского руководства выполнялись с особым рвением и пристрастием. Так произошло и в середине 30-х годов во время большевистской компании по коллективизации в сельском хозяйстве и раскулачивании зажиточных крестьян как классовых врагов. Заметим здесь-же, что к реальной  власти  чеченцы в те годы вовсе не допускались. А если и попадали во власть, то - в качестве «национальной бутафории». 

Те же, кто руководил в тот период в этом крае, с легкостью записывали в кулаки любого чеченца.  Не особенно разбираясь, например, скольким братьям в большой семье принадлежит пара волов или лошадей? Или какова производительность у так называемой водяной мельницы, которая в течение суток молола один или два пуда кукурузного зерна? Впрочем, это происходило по всей стране и это хорошо известно профессору Бугаю! 

С 1935 по 1936 годы были записаны в кулаки и сосланы в Среднюю Азию и Сибирь по разным источникам от 20 до 60 тысяч семей, что явилось колоссальным ударом по чеченскому народу, который лишился своей наиболее активной, энергичной, предприимчивой части. Но это трагедия середины тридцатых годов предопределила другую, более страшную - середины 40-х годов. На прямую взаимосвязь этих двух трагедий ученым и творческим миром до сих пор не уделено должного внимания. Хотя именно здесь кроется, на наш взгляд, феномен внезапно возникшего в горах Чечни из небытия организованного бандподполья.
 Неосталинисты  особо себя и не утруждают, пытаясь дать какое – нибудь внятное объяснение этому явлению: кто эти люди, коих с легкостью назвали политбандитами,  откуда и как они появились здесь? 

Давайте разберемся. Тем более что аналогичные процессы в те страшные 30-е годы происходили во всех советских регионах, когда до 10 миллионов человек ежегодно сидели в концлагерях по сфабрикованным обвинениям типа «враги народа», «заговорщики»,   «агенты международного сионизма», литовские и еврейские «буржуазные националисты», «пособники империализма», «космополиты», «вредители», «диверсанты» и т.д. Замалчивание же предыстории геноцида - депортации советских народов -  либо ее полное искажение прямо приводит не только к фальсификации нашей истории, но и ложному мнению об этих народах, как о предателях и изменниках. 

А на основе подобной подтасовки – к стремлению оправдать грандиозную по своему масштабу трагедию уничтожения целых народов, обелить действия Сталина, который кровью миллионов невинных людей всех национальностей залил всю страну. 

Какая же прослеживается взаимосвязь между двумя трагедиями середины 30-х и середины 40-х годов? Почему эта взаимосвязь объясняет подлинную суть и характер беспрецедентного преступления сталинского режима против чеченского и других народов?

Дело в том, что из десятков тысяч раскулаченных и сосланных в ссылку чеченских семей, кто избежал гибели в тяжелых каторжных условиях, некоторые тайно бежали обратно в Чечню и Ингушетию. Эти факты многим известны в селах республики на примере своих же родственников. Однако тех возвращенцев, которых обнаруживала власть, тут же арестовывали и уводили в Грозненскую тюрьму. Там их, как правило, тут же расстреливали,  либо они бесследно исчезали. 

Так поступили, согласно архивным материалам из КГБ и свидетельства очевидцев тех времен, в частности, с моим (Нунуева С-Х.) прадедушкой Гарчхановым Бирти, его братьями Умахаджи и Расухаджи. Таких примеров можно приводить тысячами. Поэтому не все беглые каторжники – кулаки рисковали появиться в аулах. Они прятались в горах и лесах, в так называемых тоьла (землянках)  и жили годами изгоями общества.

Но жили, как им казалось, на своей родной земле. Иногда они совершали нападения на колхозный скот в поисках пропитания. На самом же деле они крали свой скот, ранее у них же насильно отобранный при коллективизации. Таких людей без права возвращения к мирной жизни было немало. И все они, не умеющие не читать, не писать, тем более ничего не смыслящие и далекие от политики крестьяне с началом Великой Отечественной войны в большинстве своем  были одним махом записаны в «политбандиты», в «предателей и изменников родины», «сочувствующих фашизму и Гитлеру». 

Абсолютно понятно, что большинство этих несчастных и понятия не имели что такое фашизм, какую идеологию проповедует Гитлер, и за какие ценности идет мировая война. Они знали одно – советская власть в лице Сталина, Берии их обездолила, лишила всего: семьи, имущества, земли. И у них не осталось даже возможности спокойно умереть в родных аулах под крышей собственных домов. И они были вынуждены банально прятаться в горах уже от двойных врагов – от фашистов и от местной власти -  ради сохранения собственной жизни. Конечно, это большая личная трагедия каждого из них, изначально не имевшая в своей основе никакой политики. 
 
Но не такую правду о реальной действительности в Чечено-Ингушетии к началу Великой Отечественной войны хотят знать высокие чиновники из миннаца, авторы энциклопедий и отдельные злопыхаловы. Им очень хочется, чтобы те бедолаги с ярлыками кулаков, прятавшиеся в лесах и горных ущельях, а вместе с ними и весь вайнахский народ были причислены к  предателям, пособникам и т.д. Этим фальсификаторам истории не хочется задуматься над вопросом, почему во время той войны, а позже и войны в Афганистане ни один чеченец или ингуш не стали  перебежчиками, не сдались в плен, не потеряли ни одной единицы оружия? 

 Почему уже в наши дни через госграницу России (которую, кстати, тоже охраняли не чеченцы) широким потоком для международных террористов поступала бронетехника, стрелковое и иное новейшее оружие, которого даже не было у российских военных? Почему во время недавних войн и после них в борьбе с международными террористами свыше 30 (!) чеченцев стали Героями России, а сотни и тысячи других ценою собственных жизней сохранили единство и целостность нашего государства? 

Почему, несмотря на щедрые посулы международных провокаторов и финансирование из карманов известных зарубежных, московских, а также беглых олигархов, и громадное количество оружия, оставленное Москвой в Чечне, нынешнее федеральное и местное руководство сумели переломить и взять ситуацию под контроль и не допускают оскорбительных выражений типа «народ-предатель»? И почему некоторые, с позволения сказать исследователи истории, в своих публикациях беззастенчиво и, главное, безнаказанно пытаются представлять  чеченцев не иначе, как извечных смутьянов и врагов русского народа?

 К чему все это, кому выгодно? Почему такое попустительство властей, или это ее слабость? Вот уже и московское правительство решает вроде бы безобидно возвратить прежний вид столичной подземке, украсив ее портретами Сталина. А  кое-где этому извергу устанавливаются памятники. 

Значит,  жива его идеология, живы и сами сталинисты.
Нужно ли это нам в современных условиях, когда после столь серьезных потрясений, российское многонациональное сообщество стремится залечить раны, нанесенные межэтническими конфликтами, которые были ранее извне спровоцированы и вдолблены в разгоряченные головы  сепаратистов почти всех регионов России? 

Почему не реагирует на это спецкомиссия при Президенте РФ? Или она (Комиссия) не усматривает здесь прямого ущерба стабильности межнациональных отношений в России? Не потому ли все активнее заявляют о себе в России сталинисты разных мастей, фашиствующие группировки?

От сталинизма, осужденного всем международным сообществом, более всего пострадал сам русский народ. Миллионы ни в чем не повинных его лучших сыновей и дочерей загубил этот злодей и его окружение: от крупных государственных и военных деятелей до простых тружеников были без суда и следствия расстреляны и заморены в тюрьмах и лагерях. В числе многих других подвергшихся массовой депортации народов, был и чеченский народ, который сполна познал ужасы репрессий. Он научился ценить и беречь простые человеческие ценности в любом из народов: дружбу, взаимопомощь.

 На собственном опыте чеченцы знают, что значит быть лишенным собственного Дома, Родины. Поэтому для них эти понятия вместе с Честью и Достоинством всегда были основопологающими в их борьбе с международным терроризмом, который временно оккупировал-было нашу республику, да почти весь Юг России. 
    
Ведь, не секрет, что в основном  сами чеченцы, во главе с мало известным вначале Ахмат-Хаджи Кадыровым и при поддержке федерального Центра, уничтожили на своей территории заграничное и местное бандподполье, которое совершила открытую интервенцию в целях развала России. Именно чеченские отряды во главе с отцом и сыном Кадыровыми спасли Россию от грандиозной провокации, а не московские чиновники и борзописцы, продолжающие клеветать на чеченский народ и его лидеров. 
 
Трагедия, начавшаяся в середине 30-х годов и повлекшая за собой трагедию 40-х годов продолжилась и позже. Она стала основной причиной накопившихся в обществе обид за унижения и оскорбления нацчувств, бездумные попирания обычаев, традиций. За искажение и извращение исторических фактов, измышления наподобие 200-летия добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России и т.п. 

 Разумеется, нельзя не учитывать и серьезные экономические причины (безработица при высокой демографической тенденции), политические причины - запреты на отдельные профессии и руководящие должности для чеченцев и др.

В 1957 году, после восстановления Чечено-Ингушетии, люди стали возвращаться на Родину. Но в горные районы – Чеберлойский, Итум-Калинский, Шаройский, Галанчожский, Галашкинский и другие их не пустили. Официальное объяснение – трудно налаживать экономику и социальную инфраструктуру; неофициальное – пускай лучше живут под рукой, на плоскости, либо вообще уезжают, растворяются в бескрайних просторах СССР.

Земля, где тысячи лет проживали горцы в своем привычном мире, была превращена в альпийские пастбища для равнинных колхозов и совхозов. Заросли бурьяном тысячи хуторов и десятки аулов. Редких смельчаков, которые осмеливались разводить огонь в остывших очагах родовых  башен, отлавливали и бросали в тюрьмы. Жилища и овчарни каждое лето разрушались десятками бульдозеров. Война с «дикими хуторами» с разной степенью интенсивности длилась более тридцати лет, до начала горбачевской перестройки .

Горцы оседали в предгорьях. Но фабрик и заводов здесь не строили. Чечено-Ингушский обком КПСС (а мы оба в прошлом – секретари сельских райкомов КПСС) строго регулировал рост рабочего класса и коммунистов из коренного населения. Потому что, если бы коммунистов - чеченцев и ингушей стало  больше, чем русскоязычных, то пришлось бы менять русскоязычное руководство обкома КПСС. Поэтому вплоть до 90-х годов в республике коммунистов чеченцев и ингушей было вдвое меньше, чем русскоязычных. Главное требование к нацкадрам было – не иметь чувство собственного, и не дай Бог, национального достоинства, не быть самостоятельными.

На работу в грозненские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, которые составляли основу местной промышленности, вайнахов принимали крайне редко. Политика  была направлена на то, чтобы как можно больше чеченцев и ингушей выезжало из республики.  Это была откровенная экономическая дискриминация коренного населения.  
Чеченцы, не желая навсегда покидать Родину, освоили технологию отхожего промысла: летом целыми семейными бригадами выезжали на «шабашку», в основном на сельские стройки Казахстана и России, а зимой возвращались обратно.

 Этим видом промысла было охвачено 60-70% трудоспособного сельского населения республики, хотя коммунистическая пропаганда это всячески скрывала, а «шабашников» критиковала, ставила в один ряд с преступниками. Сама же власть трудоустройством населения мало занималась. По этому поводу за более чем тридцать лет после восстановления республики руководством Чечено-Ингушетии не был принят ни один серьезный документ!

С упразднением Госплана СССР и прекращением финансирования из бюджета государства сельского строительства, сотни тысяч чеченцев, выезжавших десятилетиями на сезонные стройки, в один миг оказались безработными  вдвойне: без работы у себя дома, без работы на чужбине…

Именно эти люди, вдвойне обманутые и обделенные, (а их было сотни тысяч!) стали причиной социального взрыва в Чечне в начале 90-х годов.  Разогрели людей, вывели их на площади не только местные сепаратисты и засланные сюда штатные идеологи – исламисты, но также известные ельцинские призывы из Москвы про гарантии суверенитета, а также те, что прозвучали после ГКЧП: «Восстаньте, люди, и всеми средствами, включая вооруженные, защитите молодую российскую демократию!» А вслед за этим  подарили восставшим толпам горы оружия, о чем сотни раз уже сказано и написано, но никто не понес решительно никакого наказания. 

 Кровавая судьба народа была  в очередной раз предопределена!
 Нынешние попытки оправдания сталинской депортации народов, предпринимаемые в исторической и политической литературе, следует рассматривать как фальсификацию исторического прошлого не только чеченского народа. Ведь жертвами сталинских репрессий стали представители всех советских народов. Вспомните т.н. «Ленинградское дело», «Сионистское дело», «Грузинское дело», «Московское дело», «Дело врачей», сюда же можно отнести и «Катыньское дело польских офицеров», др. многочисленные изуверские дела Сталина и его подручных, сфабрикованные ими по тем же стандартам, что они применили и при депортации народов. 

Пожалуй, больше всех от сталинизма пострадал русский народ, к представителям которого наверняка относят себя вышеупомянутые заступники сталинского преступного режима. Тогда не понятно  их нежелание   подвергать критическому анализу произошедшее. Не уж-то не ведают, что творят? 

Хотелось бы им напомнить мудрые слова царского министра Столыпина, который говорил, что «кровь на руках врача надо отличать от крови на руках палача». Понимание этого различия помогло бы сталинистам быстрее выздороветь. А что касается их идола – «отца народов», то их старания не помогут ему, ибо «черного кобеля не отмоешь добела».

На дворе уже ХХ1 век - прошло время разбрасывать камни!  Наступило время их собирать с тем, чтобы сохранить и сберечь наш общий дом – Россию и не навредить ее народам! 
Объективный исторический анализ, преодоление фальсификаций и измышлений, справедливое отношение к прошлому и настоящему депортированных народов – важнейшее условие гармоничного сосуществования всех национальностей на территории нашего многонационального Отечества; сохранения его единства и политической стабильности.
Когда мы победим в себе сталинизм, тогда может наступить мир для всех, или его не будет никогда! 

2011г. г. Грозный.

© Copyright: Саид-Хамзат Нунуев, 2013
Свидетельство о публикации №213041601227 


  - 

Категория: Публикации | Добавил: isa-muslim
Просмотров: 241 | Загрузок: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Предлагаем вашему вниманию:

  • Как это возможно? За что? Куда нас везут? Рукият Расуева.
  • Ингушей и чеченцев с 23 февраля не поздравляют...
  • Он поменял одежду на мешочек с кукурузой, но все ровно умер через два часа...
  • Озниев Д.Т. Эпизоды жизни. Часть 1
  • Семья Исаевых из с. Старые Атаги на день выселения состояла из 5 человек.
  • Бауди Джантаев.
  • Рассказывает Хабира.Я., 1938 г.р. о депортации. Лом-али Эрсабиев.
  • Милана Мальцагова. «Бохча» моей бабушки / Семейные воспоминания о депортации 1944 - 1957
  • Возвращение и начало новой жизни. Малика Арсанукаева.
  • На вопрос - кто они, откуда?", он отвечал - они люди, которым сегодня нужен кров, пища и тепло.

  • Сайт о депортации крымских татар:


    Карта посещаемости сайта:

    Регистрация Вход